Тема:
«Труд красит человека»
Цель: слайд 2
·
Расширить
представление детей о значении труда в жизни общества. Познакомить с
многообразием мира профессий.
·
Развивать интерес
к познанию своего «Я».
·
Способствовать
формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как
трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, любознательность.
Оборудование.
Презентация "Труд красит человека"
Содержание занятия
1. Проблемная ситуация слайд
3
- Тема
нашего занятия – «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с
маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте
рассказ и подумайте, как он связан с темой классного часа? Из одного и того же
куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них
попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и
совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько
времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел
как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из
мастерской; плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся
ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего
ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал
тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время
ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа слайд
4
- Думаю, все
хорошо поняли, какое отношение имеет рассказ к теме нашего занятия. А теперь
давайте разберёмся в деталях.
1.
- Почему плуг,
который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
2.
- Что случилось с
плугом, который пролежал без дела?
3.
- Как вы
считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
-Какой вывод можно сделать,
прослушав этот рассказ?
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества. Только в труде
человек может раскрыться. Без труда человек «заржавеет» и заболеет.
3. Мини-лекция
слайд 5
- Издавна
люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное
отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как - нравственный
подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение» Владимира Мономаха? В нем
труд - высшее мерило богоугодности человека. Слайд 6. Еще один древний
источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и
крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость,
порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать,
чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе
ценится по труду. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом
коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить
силу и поддержку коллектива. В труде человек мужает как физически, так и
нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное
значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими
руками, и как несчастны и беспомощны те, - которые ничему не научились.
4. Игра «Доскажи пословицу» слайд
7
В русском народе детей с
самого детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения нередко
выступали пословицы и поговорки. А вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. (Слайды)
1.
- В большом деле
и маленькая помощь дорога.
2.
-Собирай по
ягодке, наберёшь кузовок.
3.
-Хочется есть, да
не хочется лезть.
4.
-Работай до поту,
поешь в охоту.
5.
-Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.
6.
-Скучен день до
вечера, коли делать нечего.
5. Игра «Угадай профессию» Слайд
8
Незаметно пролетят годы, и вы
будете выбирать профессию. А так ли хорошо знаете вы мир профессий. Поиграем в
игру «Угадай профессию». Вам предстоит назвать специальность, о которой
говорится в задании.
• Кто из царей знал 14
ремёсел? Назовите имя царя и не менее 5 ремёсел, которыми он владел. (Петр I –
плотник, кораблестроитель, кузнец, оружейный мастер, маляр…)
Слайд 9
• Что общего у ЭВМ и коровы?
(Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор- оператор ЭВМ и
оператор машинного доения.)
Слайд 10
• Мы на закате с поля
возвращались. Ядрёным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась за
плечом рубашка на граблях. Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Поэт)
• Кем бы могли работать в
наши дни: слайд 11
1.
-Волк из сказки
«Волк и семеро козлят» (пародистом)
2.
- Красная шапочка
(Социальный работник)
3.
-Кот Матроскин из
Простоквашино (коммерсантом, фермером)
6. Диагностика Слайд 12
- Мир профессий велик и
необозрим и каждая специальность – очень сложное явление. Как среди 40 тысяч
профессий найти свою? Выбор профессии является очень важным моментом в
биографии человека, влияющим на все сферы его жизнедеятельности. Ведь
профессиональная деятельность занимает 1/3 часть всей жизни каждого человека.
Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну треть своей жизни мы проводим во
сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое
вполне достижимо.
Слайд 13
- Давайте вспомним, что нужно
учитывать при выборе профессии, чтобы выбранная специальность приносила
удовольствие? (ответы учащихся) Прежде всего необходимо знать
·
свои особенности
и возможности,
·
интересы и
склонности,
·
а так же
учитывать требования профессии к человеку,
·
и ситуацию на
рынке труда.
Слайд 14
- Каждый из вас не только не
повторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего
не создала. Мысль о самопознании изящно выразил французский поэт и бродяга XV
века Франсуа Вийон. Познав за свою бродячую жизнь очень многое, поэт заключает:
Я знаю, как на мед садятся
мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё
губя,
Я знаю книги, истины и слухи.
Я знаю всё, но только не
себя.
Сегодня нам предстоит
заглянуть в непознанное, в свой внутренний мир и узнать что-то новое о себе. И
поможет нам в этом наука психодиагностика – область психологии, которая
занимается «измерением» различных качеств человека, его способностей и
интересов.
Я предлагаю вам пройти
тестирование. (Учащиеся работают за компьютерами). На нашем занятии
использовалась методика «Профиль» из диагностического комплекта «Школа
будущего» рекомендованного ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования». Можно использовать любую другую
методик для диагностики профессиональных предпочтений.)
7. Анализ диагностики.
·
-Что нового
вы узнали о себе?
·
- Были ли результаты теста неожиданными для
вас?
Чтобы узнать себя, нужна смелость - открытия, которые
встречаются на этом пути, не всегда радуют. Но человек, способный к духовному,
интеллектуальному и личностному росту, понимает, что этот рост возможен только
через самопознание.
8. Рефлексия слайд 15
Мы начали свой классный час
со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесёт им
счастье»
- Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей)
- В наше время, к сожалению,
упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», стать
миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее?
Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья,
которое может подарить труд.
-Сегодня мы лишь ненадолго
заглянули в мир профессий. Занятия по программе курса продолжат это знакомство.
Они не только познакомят вас с правилами выбора профессии, но и помогут стать
более уверенными в ситуации выбора, а ваш выбор станет более осознанным, так
как он будет основан на знании своих особенностей, возможностей, интересов и
склонностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий