Урок гражданственности и мужества
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!
Цели: слайд 1
- сформировать у учащихся представление о толерантности;
Задачи:
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация к классному часу
Ход урока.
1. Вступление. Слово учителя.
Здравствуйте! Я вас встретила
впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.
Солоухин)
Все мы разные: толстые и худые (слайд 2), блондины и брюнеты, отличники
и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи,
русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны
любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать
от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Слайд
3. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть
внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, –
вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на первом
уроке нового учебного года. Я приглашаю
вас на урок гражданственности и мужества «Толерантность – путь к миру!».
Сейчас на Земле насчитывается
около трех тысяч народов. Слайд 4.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире
многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей
и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных
народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно
жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но
разве можно представить Россию без таких людей, как
Слайд 5.
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной
войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед
Пушкина по материнской линии, эфиоп; Слайд
6. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового
словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин
Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник
современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и
других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово
учителя.
Сегодня мы нередко слышим с
телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово
“толерантность”.
Слайд
7. Толерантность (от лат. tolerantia
— терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит
признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам,
поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою
индивидуальность.
Слайд 8. В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.
Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
- Война в Ираке, Израиле, теракты в
Чечне, конфликты в Грузии….
Множество людей – мирных жителей этих стран –
оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для
бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана,
Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди
– мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит
к национальным войнам и розни.
Слайд 9. Почему
происходят войны?
- Нетерпимость друг к другу, ссоры,
предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать
мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать
зависимых.
Так всегда было в истории. Но
страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей.
Завтра беда может коснуться и нас.
Слайд 10. С
какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
- Негде жить, негде работать,
национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
Мы должны проявлять милосердие!
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле,
готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
3. Игра.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!
4. Слайд 11. Проанализировать ситуации. Найти нужные
решения.
Чтобы научиться понимать
людей других стран, других культур, нужно научиться
понимать
своих родителей, друзей, одноклассников.
ü
Ваш одноклассник
не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока,
забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку,
за что получаете неудовлетворительные оценки.
ü
Один одноклассник
грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя
остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
ü
Вашу лучшую
подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в
школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит
опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
5. Тестирование
А сейчас мы с вами проведем
тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый
ответ, загибайте палец.
Миша плохо одет…
Ø Это неважно.
Ø
Ты подсмеиваешься
над ним.
Петя питается не так, как ты,
по причине своей религии…
Ø
Ты просишь, чтобы
он объяснил это.
Ø
Ты говоришь, что
он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от
твоего…
Ø
Ты стремишься
лучше узнать его.
Ø
Ты высказываешь
по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно
идет…
Ø
Ты помогаешь ей и
придерживаешь дверь.
Ø Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят
рядом с мальчиком…
Ø
Ты разговариваешь
с ним.
Ø
Ты говоришь, что
все мальчик - нули.
На твоих глазах на кого–то
нападают…
Ø
Ты пытаешься
защитить его.
Ø
Ты делаешь вид,
что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок –
инвалид…
Ø
Ты естественным
образом разговариваешь с ним.
Ø Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Слайд 12. Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в
себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается
там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты
недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение,
однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен!
Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать
по-настоящему счастливым!
6. Инсценировка
«Сказочки о счастье».
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так
жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне
изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал
солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой
король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за
горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не
куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
Как бы вы назвали поведение
короля в начале истории?
Как вы думаете, почему
изменился король?
Всегда ли в жизни происходят
такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
Слайд 13. Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую
сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять
своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище,
светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во
взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет
проявлением доброты.
7. Обобщение.
Слайд 14. Класс
– это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила
доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для
этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не
простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое
село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли
больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад
царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси,
драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась:
кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к
главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей
семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень
силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были
начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз
любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть
основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы поняли эту притчу?
8. Тренинг. Слайд 15.
Давайте вдумчиво и в
полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые,
справедливые.
Если все люди будут такими,
то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
9. Итог урока
Слайд 16.
Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября
Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными,
терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или
знойный август.
Дети всей Земли хотят жить в мире,
дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая
мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской
песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг” (слайд №22).
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До
свидания! До новых встреч!
- Литература
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
- Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
- Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
- Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html, свободный. – Загл. с экрана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий