Автор статьи: Евстифеева Ольга Васильевна ссылка на ресурс
Образование 2.0 и блог, как один из его компонентов
«Интернет из физической совокупности связанных между собой
компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в
образовательную среду»
(А.М.Гольдин. Образование 2.0 Взгляд педагога)
Возможности использования Интернет как глобальной
интерактивной обучающей среды,
использование инструментария веб 2.0 превращают человека из просто
пассивного потребителя информации в
творца– творца новых продуктов, в том числе и образовательных, творца
собственной траектории образования, собственного пути самовыражения и самосовершенствования. «И эта кардинальная смена в принципах
взаимоотношений «человек-компьютер» затронула многие виды деятельности и типы
коммуникаций, стремительно
распространившись из сферы общедоступных социальных сетей для повседневного
общения на все виды дискурса – от политического и религиозного до
образовательного и научного.
Вместо доминировавшей еще совсем недавно
лекторско-учебниково-книжной образовательной среды на первый план вышел
компьютер с его глобальными сетями, новыми способами коммуникации и средами,
такими как: Wiki – гипертекстовые среды для сбора и структурирования
письменных сведений; системы совместного создания и редактирования контента GoogleDocs и т.п.; блог –
сетевой дневник или журнал, общего или тематического содержания, где регулярно
появляются записи разного типа, жанра в зависимости от целей.
Для всех них характерны возможность широкого совместного
доступа к ним, одновременной работы нескольких авторов, многократной
правки/редактирования текстов, оснащение их мультимедийными вставками
(презентация, видеоклип и т.д.), хранения информации непосредственно в сети.
Использование инструментов веб 2.0, создавших новые возможности для коммуникации
и работы в Интернете, дало толчок к
рождению нового образовательного подхода, получившего по аналогии название
Образование 2.0, кстати, сам термин был придуман канадским педагогом Стефеном
Доунсом, и сейчас вы уже встретите и
термин Преподаватель 2.0.
Что же, собственно такое, образование 2.0? Определение ему
можно найти в статье А.М.Гольдина «Образование 2.0. Взгляд педагога», которая
была опубликована на сайте Компьютерра еще несколько лет тому назад. Начав с
истории возникновения и анализа этого термина, автор подходит к его пониманию,
как к «совокупности таких базовых принципов и основанных на них образовательных
систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху —
созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого
обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования,
умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» [1].
Автор выделяет базовые принципы Образования 2.0: принцип
субъектности, избыточности, сотрудничества[1] и два условия, которым должна
удовлетворять образовательная система, базирующаяся на перечисленных выше
принципах: открытость образовательной системы (возможность свободного (т. е.
самостоятельного и ответственного) выбора каждым участником образовательного
процесса группы для занятий, познавательных объектов, видов деятельности и
партнеров по учебной коммуникации) и адекватная когнитивная модель (модель,
основанная на представлениях о знании как о психическом органе, который
базируется на личном опыте индивида и развивается под воздействием учебной
коммуникации в избыточной культурно-информационной среде [1]).
Работа педагога в образовательной системе, построенной на
принципах Образования 2.0, состоит не в изучении программы, а в организации
разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде.
Обсуждение проблем образования 2.0, дебаты о путях эффективного использования
информационных технологий в образовании, задачах школы и учителя в связи с
этим, о влиянии сетевых технологий на обучение, воспитание, развитие вы можете
найти на YouTube, например здесь.
Ну, а нас в данный момент интересует использование блога в
образовательных целях, в том числе и на уроке, как непосредственного компонента
Образования 2.0. Ведь блоги могут быть абсолютно разными – личными и
групповыми, тематическими, блоги учителя-предметника, блоги профессионального
сообщества, блоги учебных проектов, блог-конспект…. Очевидно, итоговая
классификация блогов еще не родилась. Блоги можно объединить в отдельную сеть,
таким образом создав уникальную образовательную среду. Да мало ли возможностей.
От назначения, целей блога зависят и их функции, но можно
выделить и общие для блогов образовательных: дидактическая, информационная,
коммуникативная. Думаем, что этим список функций блога не ограничивается. Но
главное, это один из реальных путей индивидуализировать образовательный
процесс, дать ученикам возможность выбора и осуществления своего вида
познавательной деятельности, возможность выразить себя, а учителю увидеть такие
стороны своих учеников, какие не откроешь при классно-урочной системе и
объяснительно-иллюстративном методе. Ведь образовательный блог может
предоставлять ученикам возможность разнообразных видов деятельности – от
выполнения элементарных тренировочных и контрольных заданий до творческих,
задействующих и направленных на развитие разных способностей ученика (или типов
интеллекта по Гарднеру).
А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели, станет ли повседневной реальностью, например,
такое явление, как урок на блоге? Станут ли образовательные блоги реальной
учебной площадкой, способной заменить класс, и какую долю в образовательном
процессе они займут?
Использованная литература.
1. Гольдин А.М.. Образование 2.0 Взгляд педагога http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
2. Горошко Е. И.. Образование 2.0 – это будущее
отечественного образования? Попытка теоретической рефлексии.
Часть 1.
3. Патаракин Е.
Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Учебно-методическое пособие. – М. «ИНТУИТ.РУ», 2008г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий