вторник, 4 сентября 2012 г.

Что должны знать родители подростка

Что делать? Или, что должны обязательно знать родители подростка?

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение себя взрослыми.
Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними.
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:

Подростки пытаются выделиться и заслужить уважение сверстников, бравируя недостаткам.

Меняется внешность. Для подростка очень важен вопрос, как жить в новом измененном теле. Как правило, у подростка есть эталон красоты, с которым он начинает себя сравнивать.

В каком-то смысле, внешность даже может задать дальнейшую судьбу подростка. Отсюда такое сильное желание выделиться, быть оригинальным.

Меняются отношения в социуме. Для подростка важно выстроить отношения с взрослыми и сверстниками. Самодостаточные личности легче находят свое место в обществе. А вот те, кто подстраиваются, т.е. играют какую-то роль, как правило, сверстниками не принимаются.

Попробовав множество ролей, в подростковом возрасте происходит первая “сборка” себя, т.е. происходит формирование самооценки ребенка. Если ребенок не получит верной самооценки у своих родителей, то компания друзей или какая-нибудь другая компания, в которую он попадет, сформируют эту самооценку. Кто подростка примет таким, какой он есть, тому он будет благодарен и с тем он и останется. Пить, курить – для многих подростков это символы взрослой жизни. Иногда курение становится атрибутом общения.

Задача взрослых, прежде всего родителей - помочь детям преодолеть кризисный период в своем развитии.
Подростку необходим взрослый, чтобы научиться быть взрослым.
Именно в этот период подросток овладевает конструктивными способами взаимодействия с взрослыми.

Если родители ребенка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, - подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Важный момент в становлении ребенка данного возраста - развитие ответственности за действия и поступки, эта осознанность начинается в семье.

Основой является четкое распределение обязанностей, которое решается на семейном совете. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляций.

Нельзя воспитание данного вопроса перекладывать на плечи бабушек и других близких родственников.
И важно помнить: чем больше запретов со стороны взрослых, тем хуже. Будет правильно – поменять отношение к поступкам и действиям ребенка. Чем спокойнее, уравновешенней будут родители, тем более вероятно, что подростковый возраст пройдет гладко, без осложнений. В результате, дети выдут из него более зрелыми и самостоятельными.

Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь детей в этом возрасте родители, – это поддерживать, уважать и любить их. Твердость и последовательность – очень важные родительские качества. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами должны относиться к ним по-доброму и с любовью.

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Перечислю типичные признаки кризиса, переживаемого семьей в связи с вступлением ребенка в подростковый возраст:
• Возникновение конфликтов, рост взаимных обид, претензий и упреков
• Проблемное поведение подростка
• Резкое падение школьной успеваемости
• Подростковая депрессия
• Конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка
• Чувство одиночества у матери, связанное с отделением ребенка от семьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий