воскресенье, 31 августа 2014 г.

1 сентября. Классный час: "Моя малая Родина"

Тема:  "Мой город Санкт-Петербург"
Цели и задачи:
1.      Восприятие учащимися в качестве жизненных ценностей малой родины – города, в котором мы живём, с его историей, особенностями быта, традициями.
2.      Воспитание гордости за свой город.
3.      Пробуждение интереса к изучению истории родного края.
4.      Воспитание умения работать в группе и классном коллективе.
Оборудование урока:
1.      Герб города Санкт-Петербурга.
2.      Портреты Петра І и М.В. Ломоносова.
3.      Фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга.

ХОД УРОКА:

1.      Организационный момент. Беседа о Санкт -Петербурге.
Учитель: - Ребята! Тема нашего классного часа «Мой город Санкт Петербург: путешествие в будущее». (На доске фотография С-Петербурга)
Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный…»
Учитель: Что вы знаете о Санкт-Петербурге? Сейчас мы совершим маленькую экскурсию по городу. У всех бывает День рождения. Есть День рождения и у нашего города. Его отмечают в мае, а какого числа это происходит?
Учитель: - Санкт-Петербург был заложен Петром І 27 мая 1703 года.  (На доске: портрет Петра І). Царю нужна была крепость и новая столица. Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла Петропавловской. Это было первое строение новой столицы. Символом и хранителем города считается ангел, застывший на шпиле Петропавловской крепости.
        «Раздумал, видно, ангел улететь…
        И вдруг застыл, пространство не осиля,
        Ему на город весело глядеть,
        С вершины Петропавловского шпиля…» (На доске: фото Петропавловской крепости.)
Учитель: - Столица получила своё название и свой герб. На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт. (На доске: изображение герба Санкт-Петербурга.) Каждый день ровно в полдень в крепости стреляет пушка холостым залпом, возвещая городу о том, что идёт ещё один новый день. 
(Учитель читает стихотворение.)
        «Стреляет в полдень пушка,                        Шумит волна речная
        Скрывается в дыму.                                У крепостной стены.
        Когда стреляет пушка,                                А пушка ведь ручная:
        Не страшно никому!                                Она не для войны».
Учитель: - На строительство нового города выписано было из разных областей более 20000 работников. Сам царь беспрестанно находился рядом в специально построенном рабочем домике. 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы заложили Адмиралтейство – верфь и крепость, которая спустя 7 лет была увенчана башней со шпилем и флюгером-корабликом.
(Учитель читает стихотворение).
        «Над грохотом и пылью,                        Летают рядом чайки,
        Над шумной суетой                                Звезда горит вдали.
        Плывёт на тонком шпиле                        Он бы и рад причалить,
        Кораблик золотой.                                Да в небе нет земли».
Учитель: - Какие реки Санкт-Петербурга знаете?
(Учитель читает стихотворение, на доске – фотография).
        «У красавицы Невы
        Ожерелье из листвы.
        Из гранитов самых лучших
        Сшито платье на века.
        Но совсем не белоручка
        Знаменитая река.
                                                        Баржи, лодки, пароходы
                                                        На себе несёт Нева.
                                                        И в трубе водопроводной
                                                        Тоже плещется Нева».
Учитель: - У гранитного спуска к Неве на высоких подножиях лежат удивительные каменные существа. У них голова человека, а туловище льва. Кто это? Великаны сфинксы сделаны из розового гранита. Их высекали из камня искусные египетские мастера. Более 300 лет назад сфинксы смотрели в жёлтые воды далёкой реки Нила.
Учитель: - Давайте вспомним достопримечательности С-Петербурга. Какие памятники вы помните? Пожалуй, самым известным памятником Санкт-Петербурга является Медный всадник. (Учитель читает стихотворение, на доске – фото.)
        «Вот памятник царю Петру                 Царь много славных дел свершил,
        И царскому коню,                           А конь неоднократно
        Фотографируют его                             Его на подвиги возил
        По 200 раз на дню.                               И привозил обратно».
2.      Станция «Угадай-ка!». Викторина.
Учитель: - Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждёт станция «Викторина!».
Сейчас мы выясним, кто лучше всех знает город Санкт-Петербург.
1. - Подумайте и ответьте, какое слово лишнее.
·         Ленинград, Петрозаводск, Петроград, Петербург.
·         Нева, Волга, Смоленка, Фонтанка, Мойка, Карповка.
·         Дворцовая площадь, Красная площадь, Сенная площадь.
·         Вокзалы: Московский, Ленинградский, Балтийский, Варшавский, Витебский, Финляндский.
·         Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
·         Автово, Нарвская, Ладожская, Красная площадь, Петроградская.
·         Невский проспект, Арбат, Адмиралтейский проспект, Большой проспект.
·         Васильевский остров, Каменный остров, остров Корсика, Кировские острова.
3.      Подведение итогов.

- Наш урок-путешествие окончен. Но путешествия по нашему городу только начинаются. Подумайте, где бы вы хотели побывать, что хотели бы ещё узнать, а может быть вы захотите сами что-нибудь рассказать.

Литература:
1.      «Система правового образования в школе и воспитание гражданина России» под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Н.И. Элиасберг, Санкт-Петербург «Специальная литература», 1999 г.
2.      Ермолаева Л., Лебедева И. «Чудесный город», Санкт-Петербург АО «Норинт», 1996 Г.
3.      Яковлева Н. «Наш город Санкт-Петербург», Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998 г.
4.      Пушкин А.С. «Медный всадник».

Комментариев нет:

Отправка комментария