понедельник, 3 сентября 2012 г.

Образование 2.0, образовательный блог

Автор статьи: Евстифеева Ольга Васильевна  ссылка на ресурс


Образование 2.0 и блог, как один из его компонентов

«Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду»
(А.М.Гольдин. Образование 2.0 Взгляд педагога)

Возможности использования Интернет как глобальной интерактивной обучающей среды,  использование инструментария веб 2.0 превращают человека из просто пассивного  потребителя информации в творца– творца новых продуктов, в том числе и образовательных, творца собственной траектории образования, собственного пути самовыражения и самосовершенствования.  «И эта кардинальная смена в принципах взаимоотношений «человек-компьютер» затронула многие виды деятельности и типы коммуникаций,  стремительно распространившись из сферы общедоступных социальных сетей для повседневного общения на все виды дискурса – от политического и религиозного до образовательного и научного.

       Вместо доминировавшей еще совсем недавно лекторско-учебниково-книжной образовательной среды на первый план вышел компьютер с его глобальными сетями, новыми способами коммуникации и средами, такими как: Wiki – гипертекстовые среды для сбора и структурирования письменных сведений; системы совместного создания и редактирования контента GoogleDocs  и т.п.; блог – сетевой дневник или журнал, общего или тематического содержания, где регулярно появляются записи разного типа, жанра в зависимости от целей.
         Для всех них характерны возможность широкого совместного доступа к ним, одновременной работы нескольких авторов, многократной правки/редактирования текстов, оснащение их мультимедийными вставками (презентация, видеоклип и т.д.), хранения информации непосредственно в сети.
         Использование инструментов веб 2.0,  создавших новые возможности для коммуникации и работы в Интернете,  дало толчок к рождению нового образовательного подхода, получившего по аналогии название Образование 2.0, кстати, сам термин был придуман канадским педагогом Стефеном Доунсом, и сейчас вы уже  встретите и термин Преподаватель 2.0.
       Что же, собственно такое, образование 2.0? Определение ему можно найти в статье А.М.Гольдина «Образование 2.0. Взгляд педагога», которая была опубликована на сайте Компьютерра еще несколько лет тому назад. Начав с истории возникновения и анализа этого термина, автор подходит к его пониманию, как к «совокупности таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху — созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» [1].
         Автор выделяет базовые принципы Образования 2.0: принцип субъектности, избыточности, сотрудничества[1] и два условия, которым должна удовлетворять образовательная система, базирующаяся на перечисленных выше принципах: открытость образовательной системы (возможность свободного (т. е. самостоятельного и ответственного) выбора каждым участником образовательного процесса группы для занятий, познавательных объектов, видов деятельности и партнеров по учебной коммуникации) и адекватная когнитивная модель (модель, основанная на представлениях о знании как о психическом органе, который базируется на личном опыте индивида и развивается под воздействием учебной коммуникации в избыточной культурно-информационной среде [1]).
Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования 2.0, состоит не в изучении программы, а в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде.
                Обсуждение проблем образования 2.0,  дебаты о путях эффективного использования информационных технологий в образовании, задачах школы и учителя в связи с этим, о влиянии сетевых технологий на обучение, воспитание, развитие вы можете найти на YouTube, например здесь.
         Ну, а нас в данный момент интересует использование блога в образовательных целях, в том числе и на уроке, как непосредственного компонента Образования 2.0. Ведь блоги могут быть абсолютно разными – личными и групповыми, тематическими, блоги учителя-предметника, блоги профессионального сообщества, блоги учебных проектов, блог-конспект…. Очевидно, итоговая классификация блогов еще не родилась. Блоги можно объединить в отдельную сеть, таким образом создав уникальную образовательную среду. Да мало ли возможностей.
             От назначения, целей блога зависят и их функции, но можно выделить и общие для блогов образовательных: дидактическая, информационная, коммуникативная. Думаем, что этим список функций блога не ограничивается. Но главное, это один из реальных путей индивидуализировать образовательный процесс, дать ученикам возможность выбора и осуществления своего вида познавательной деятельности, возможность выразить себя, а учителю увидеть такие стороны своих учеников, какие не откроешь при классно-урочной системе и объяснительно-иллюстративном методе. Ведь образовательный блог может предоставлять ученикам возможность разнообразных видов деятельности – от выполнения элементарных тренировочных и контрольных заданий до творческих, задействующих и направленных на развитие разных способностей ученика (или типов интеллекта по Гарднеру).

А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели,  станет ли повседневной реальностью, например, такое явление, как урок на блоге? Станут ли образовательные блоги реальной учебной площадкой, способной заменить класс, и какую долю в образовательном процессе они займут?

Использованная литература.
1. Гольдин А.М.. Образование 2.0 Взгляд педагога http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
2. Горошко Е. И.. Образование 2.0 – это будущее отечественного образования?  Попытка теоретической рефлексии. Часть 1.
3. Патаракин Е.  Д.  Социальные сервисы Веб 2.0  в помощь учителю.  Учебно-методическое пособие. –  М. «ИНТУИТ.РУ», 2008г.





Комментариев нет:

Отправка комментария